До 3 лет диагноз не ставят


  • – Родители принесли малыша из роддома. Когда им начинать следить за речью? Когда идти к логопеду?

    – Важные социальные речевые функции формируются у ребенка именно в первый год жизни. Но логопед в этот период обычно не подключается. Тем не менее заботиться о дальнейшем развитии речи стоит уже сейчас. Неслучайно ребенка регулярно должен наблюдать невролог, который фиксирует развитие моторных и речевых функций.

    Две эти функции – функция движения и функция речи взаимодействуют и в онтогенезе развиваются параллельно. Ребенок начал держать голову – появилось «гуление». В возрасте от пяти до восьми месяцев ребенок садится, ползает, и в это же время появляется лепет. Где-то в десять-одиннадцать месяцев ребенок делает попытки подражать речи.

    К году появляются первые слова. В норме речевого развития к году у ребенка должно быть от одного до десяти слов в активной речи и 30-40 доступно пониманию. Это могут быть в том числе аморфные и простые слова, самые частотные среди них «мама» и «папа».

    Если есть какие-то несоответствия тому, что  перечислено, диагноза все равно в этом возрасте никто никогда ставить не будет.

    .Диагноз ставится после трех лет. А до этого возраста обычно говорят про физиологическую задержку речевого развития либо ее еще называют темповой задержкой, когда речь есть, а фразы как таковой еще нет.

    Если ребенку 3 года, а он не говорит, то специалист имеет право поставить диагноз. Наиболее сложный из них – это алалия, тяжелое речевое нарушение вследствие повреждения мозговых центров, отвечающих за речь.

    Типичной является ситуация, когда у детей в целом все было хорошо, они говорили, но вот пришел возраст четырех-пяти лет и мама обратилась за консультацией к логопеду, потому что все-таки ее что-то в речи ребенка смущало.

    При обследовании стало понятно, что речь есть, но она не соответствует возрасту ребенка, а именно: присутствуют лексические и грамматические ошибки («Птицы сидят на пруде»), нарушение слоговой структуры слова («нилейка» вместо «линейка»), ребенок не выговаривает звуки.
    Обычно именно таких детей и знают на обывательском уровне. Их речь соответствует III уровню речевого развития, а в заключении логопед пишет «ОНР – общее недоразвитие речи».

    Но если  диагноз ставится после трех лет,то  с какого возраста детей приводят к логопеду ?
    - Если родитель не гипер-тревожный, то как раз примерно с трех лет. Это если мы касаемся только нарушения речи. Но если отсутствие речи сочетается с нарушением поведения, то примерно с двух. Хотелось бы, чтобы родители обращались чуть раньше. Если все-таки речь идет про алалию, то с 2,5 до 3 лет, а при аутизме до 2 лет.

    Да, диагноза пока не будет, тут закон на стороне ребенка. Но нужно помнить, что у малышей мозг пластичен, интенсивно развивается, поэтому, чем раньше, тем помочь будет легче и менее болезненно для семьи.



                                ...продолжение следует...
  • Бывают такие случаи, когда стимуляция проходит естественным способом. Например, ребенок еще не говорил, а его в это время вывезли на море или на речку. Он ехал в поезде или на машине, за окном мелькали дома, красивые пейзажи, новые ощущения – колоссальное количество эмоций, которые подтолкнули к развитию речи ребенка, и он начал говорить.
    Если малышу два с половиной года и он молчит, пусть в его жизни будут качественные эмоции, но при отсутствии речи более разумно обращение к специалисту. А вдруг мы уже за эту половинку года до трехлетия что-то хорошее сделаем для речи?
    Нормы развития – широкое понятие, а не пугающая точка
    – Бывает, что с одним ребенком долго занимаются, прежде чем он, наконец, заговорит, а другой чуть ли не после первых двух занятий вдруг как начал разговаривать. С чем это связано?  

    – Во втором случае мы видим физиологическую темповую речевую задержку. Ребенку просто нужно было показать, «как это делается», и он начал говорить.

    В первом случае речь идет о заболевании, когда нужно время, чтобы запустить речевой процесс. Как правило, это органическое поражение мозга, вследствие которого и наступило безречье – алалия, при которой отмечается явление апраксии (нарушение включения в артикуляционную позу или переключения).

    Так, если попросить ребенка сказать «во-да», то у него может получиться «во-ва» или «да-да». Изолированно он может повторить звуки «в», «д», слоги «да», «во», но в спонтанной речи не получается переключиться с одного слога на другой. То есть он пропустил сигнал, не переключился с одного на другое. Логопед начинает работать с помощью различных методов, чтобы выработать кинестезию (ощущение положения языка, губ) для произнесения каждого звука, трудиться над слоговым переключением.

    Еще очень важна работоспособность ребенка и родителя, в которой не последнюю роль играет генетика. Когда ты видишь, что приходит включенный, мотивированный родитель, который сам много читает, видит и осознает проблему, значит, во-первых, он подарил малышу трудоспособность и желание обучаться, а во-вторых, сам готов во всем помогать ребенку и специалисту.


    ..продолжение следует..
  • Как развивается речь у ребенка в норме:
     В месяц, полтора – он начинает держать голову, появляется гуление.
    В 5-8 месяцев он садится и появляется лепет.
    В год ребенок делает первые шаги и говорит первые слова.
    В два года появляются фразы: «Хочу пить, иду спать, дай мне сок».
    В три года фразы становятся сложнее: «Хочу вкусненькое, дай мне красное яблоко».
    ..Ребенок начинает пользоваться другими частями речи, соблюдая простые лексико-грамматические правила. На четвертом году речь усложняется во многом, например, появляется суффиксально-префиксальный способ словообразования, слова с уменьшительно-ласкательным значением.
    В пять лет речь ребенка заканчивает свое базовое развитие. Это уже речь взрослого человека: ребенок использует сложноподчиненные и сложносочиненные предложения, способен пересказать или сам составить рассказ.
    Если на каком-то из вышеперечисленных этапов появились проблемы, взрослые должны включаться и начать помогать ребенку. Сам ребенок никуда себя привести не может. Время начала, частота и качество занятий – это в большей степени родительская ответственность.
    Первоначально помощь организуют родители, и только потом включается персональная профессиональная ответственность тех, кого выберет для занятий семья. У детей, кроме коррекционных возможностей, большие компенсаторные способности, так что есть все шансы исправить речевые нарушения до школы, в отдельных случаях вплоть до 12 лет, до наступления подросткового периода.
    Далее нужно вспомнить, что практически во всех учебниках написано: если ребенок не заговорил до шести лет, то уже и не заговорит.

    Киевский Центр Стимуляции Мозга предоставляет консультации детского невролога,дефектолога,психолога а также немедикаментозные способы лечения и коррекции проблем в развитии речи , любой степени тяжести.
    подробнее-на сайте Центра. 
  • Но так категорично можно ответить, только если речь идет оМаугли, выросшем в дикой среде, не понимающем социальных мотивов. А если ребенокрос в социуме, на протяжении всей жизни слышал речь и в целом ее понимает, топри интенсивных и корректных ,регулярных занятиях, результаты появятсядостаточно быстро. К школе ребенок может полностью заговорить.

     

    Понятно, что все проблемы речи не могут быть решены, требуетсясотрудничество на протяжении всего времени обучения в начальной школе:подтягивать лексику, грамматику, связную речь – все то, что не успелосформироваться до школы. Но ребенок может скомпенсировать речевые проблемы засчет темпа – писать быстрее всех в классе, например...

    Еще может помочь хорошая зрительная память – уберечь от  ошибок в словарных словах.

    Главное, не отмахнуться от ребенка, а включить свойпрофессионализм и начать оказывать помощь, даже если все наиболее благоприятныепериоды пропущены.

     

    Важно помнить, что норма – это понятие широкое, а непугающая точка. Сравним норму с отрезком. У одного конца отрезка – «простой»ум, на другом – одаренность. За концами отрезка находится не норма –гениальность и умственная отсталость. Где большинство из нас?

    Говорить про нормированность необходимо: развитие детейдолжно соответствовать в каждом возрасте этапам развития речевого онтогенеза.Исходя из этого, если ребенок в три года не говорит – это не норма.

    Когда мы профессионально говорим о норме, то имеем в видусовершенно иное – состояние, к которому мы будем подтягивать ребенка, на чтоориентировать, не забывая при этом о его собственных ресурсах.

    ***

     Бывает и так, что слогопедом, дефектологом, занимается ребенок без ментальных нарушений, и естьпрогресс, а потом, через какое-то время – регресс.

     Регресс, когда что-топроизошло, развитие пошло в другую сторону, это – трагедия. Так, например,случается у детей с аутизмом. Но родители чаще употребляют слово «откат», тоесть ухудшение состояния. Если план помощи ребенку правильно составлен, никаких«откатов» быть не должно!!!

    Почему же тогда мы говорим про это? Потому что родителиперестали доверять специалистам и начали лечить сами. «Мы выписали из Япониихорошую таблеточку», – объясняет свои действия какая-нибудь продвинутая мама. Аиз Японии-то как раз  «таблеточку»выписать очень трудно, и оказывается, что «таблеточка» не из Страны восходящегосолнца, а из интернета, и назначила ее в коридоре другая мама…или другойпример-приходит  мама в расстроенныхчувствах: «У ребенка после такой-то процедуры “откат”! Он вчера не спал всюночь, плакал!» Во время консультационной беседы с специалистом, выясняется, чтов другом медицинском учреждении ребенку назначили препарат, который можетвызывать возбуждение, поэтому не следовало его совмещать с процедурой.

    Родители приняли решение о совмещении того, что назначилиразные врачи – самостоятельно. Когда отменили препарат, сон вернулся – никакихоткатов, продолжаем процедуру. Не следует запараллеливать несколько схемлечения, создавать их самостоятельно, но если уж со стороны родителя есть такаяинициатива, то лечащий врач должен быть в курсе «эксперимента».

     

    ****
    Центр Стимуляции Мозга: логопед Анищенко Виктория. 12 лет опыта. Методика логопедического массажа по Новиковой, речевая стимуляция и др.
  • Войти или Зарегистрироваться чтобы задать вопрос
    популярное
    СЕЙЧАС ОБСУЖДАЮТ