Фефект фикции
Все родители с
нетерпением ждут, когда же заговорит их ненаглядное чадо. К вопросу становления
речи у ребенка стоит подходить весьма серьезно буквально с самого его рождения.
Иначе в школе у него могут возникнуть проблемы с чтением и письмом.
Профилактические осмотры у специалиста помогут вовремя выявить и устранить
отклонения в развитии речи вашего ребенка и избежать проблем в будущем. Речь не
является врожденной способностью. Она развивается в процессе развития ребенка –
параллельно с физическим и умственным развитием малыша и служит показателем
общего развития. Усвоение ребенком родного языка проходит строго закономерно и
характеризуется рядом черт, общих для всех детей.
К сожалению, иногда речевое развитие малыша происходит с
опозданием или с особенностями развития. Логопед, зная закономерности
формирования речи в норме и те условия, от которых зависит его успешное
протекание, поможет вовремя заметить те или иные отклонения в этом процессе
Рассмотрим основные этапы становления речи.
Подготовительный (с момента рождения ребенка до 1 года)
С момента рождения ребенка у него появляются голосовые
реакции: крик и плач, которые способствуют развитию трех отделов речевого
аппарата: дыхательного, голосового, артикуляционного.
На втором месяце ребенок начинает гулить. Звуки гуления, в
отличие от крика, всегда возникают на фоне эмоционально положительного
состояния. Ребенок гулит, завидев маму, при этом улыбается, активно двигает
ручками и ножками.
На пятом месяце гуление постепенно переходит в лепет.
Сначала ребенок произносит звуки, внешне напоминающие сочетание «согласный –
гласный». Постепенно лепет усложняется. Возникают цепочки слогов, включающие
три, четыре и более одинаковых, а затем и разнотипных слогов.
В конце этого этапа возникают первые слова. По своему
звуковому оформлению они могут быть близкими к лепету. Принципиальное отличие
первых слов от лепета – в их осмысленности.
В год ребенка следует записать на профилактический прием к
логопеду. Врач оценит психомоторное развитие ребенка, определит его пассивный
словарный запас, правильность развития речевого аппарата. Специалист научит вас
пальчиковым играм, а при необходимости и приемам логопедического массажа.
Малыша следует показать логопеду раньше, если:
ребенок имеет неврологический диагноз;
нарушены функции сосания, глотания, жевания;
гуление и лепет отсутствуют или значительно задерживаются.
Преддошкольный этап (от 1 года до 3 лет)
3. Становление активной речи. Малыш много и охотно повторяет
за говорящим и сам произносит слова. При этом он путает звуки, переставляет их
местами, искажает, пропускает. Ребенок при произнесении слов больше
ориентируется на их интонационно-ритмическую и мелодическую составляющую. Одним
и тем же словом ребенок может называть предмет, просьбу, выражать чувства. Речь
ребенка сопровождается жестами, мимикой.
К двум годам малыш уже строит простую фразу. На протяжении
второго и третьего года жизни у ребенка происходит значительное накопление
словаря, у него начинает формироваться грамматический строй речи.
Показателем нормального развития детской речи является
способность ребенка к трем годам строить предложения из 3–4 слов и употреблять
знакомые слова в нескольких грамматических категориях.
В три года ребенка необходимо привести на профилактический
осмотр к логопеду.
Покажите ребенка специалисту раньше, если:
ребенку поставлен неврологический диагноз;
у ребенка нарушены слух или зрение;
у малыша короткая подъязычная уздечка;
ребенок к двум годам не произносит простую фразу;
малыш произносит некоторые звуки (С, СЬ, З, ЗЬ, Ш, Ж),
помещая язык между зубами.
продолжение следует...
Если есть проблемы с речью
1. Не заниматься ранним речевым развитием. Ранняя стимуляцияречи часто вызывает речевой негативизм, нежелание говорить, потому что ребенокумный и понимает, что не получится, как у мамы и папы. И второе – мы можемвызвать заикание. Раннее развитие речи, мышцы сдвигаются, и ребенок приобретаетвторую проблему.
Оставьте пока речь – пойдем априорным путем, развиваяфундаментальные функции.
2. Заниматься физическим развитием ребенка. Хорошо развитыемоторика и баланс – опора для развития и координации функций, которые формируютнавыки устной и письменной речи.
Моторное развитие – это фундаментальная функция, котораяформируется параллельно с речью. Дети должны много ползать разными способами:вперед-назад, по-пластунски, бегать, прыгать, ходить, залезать, спускаться полестницам, подойдут все тренажеры, спортивные принадлежности.
Беговел, а потом велосипед – это средство передвижениямаленького ребенка. Велосипед не должен ехать на папе, на нем должен ехатьребенок. А значит, транспортное средство должно быть легкое, невысокое, чтобына нем было удобно сидеть и у него просто крутились педали. Помните такиевелосипеды – «ветерок», «зайчик»? Все детское население страны на них ездило.
Развивайте баланс. Кроме велосипедно-самокатной историидобавьте фитбол, качели, батуты, ходьбу по бревну.
Придумывайте!
3. Качественно играть – это социальное развитие по возрасту.
Так называемые «развивашки» – это не совсем игра. У нормотипичных детей игра – это ещеи познавательный процесс.
Родители очень часто не умеют и не любят играть с детьми. Аиграть необходимо много и качественно. Нужно находиться на уровне ребенка:сесть на ковер и – идти в игре за ним. Сначала это будут просто имитация иподражание взрослым, и только потом – сложные сюжетно-ролевые игры.
Одно из важных мест в такой игре – взаимодействие совзрослым. Не важно, чем вы занимались в конечном итоге: убирали, строили,складывали или рисовали. Вы должны проявить любовь и интерес к ребенку.
С интересом возникает серьезная трудность. Родитель –взрослый человек и не хочет играть, вернее для него это сложно. Если у нас вцентре специалистам по игровым терапиям ставить занятия нелимитированно, одноза другим, они начнут выдыхаться.
Но родителям все-таки нужно пытаться загореться интересомребенка, потому что такие совместные игры очень стимулируют речь. Родителям,как бы ни было трудно, нужно играть с детьми: придумывать сюжет, брать на себяроли, рассказывать, шутить, предлагать разные виды взаимодействия. В общем,играть так, чтобы было интересно и ребенку, и взрослому.
Не забывайте, что игра развивает и эмоции (игра по ролям сразными выражениями лица и с использованием голоса разных героев сказок). Можнопредлагать ребенку «оценить» эмоцию человека на картинке или героя мультфильма(радостный, грустный, расстроенный и др.).
4. Развивать сенсорику.
Для обоняния: нюхать травы, специи и любые пахучие вещества,ароматные и неприятные (кофе, рыба и др.), определять на запах.
Для зрительного восприятия: игра с фонариками, цветнымистеклышками.
Для рук и тела: массажи стоп, рук, тела; мять, жать, бить,раскатывать пластилин, тесто, гидрогели, ломать и крошить хрупкое, типахлебцев, во время купания рисовать на теле пеной для бритья, заворачиваться водеяла.
Для баланса и пространственного ощущения: батуты, мячи,фитболы, качели, беговел, велосипед, качающиеся и вращающиеся платформы, гамак.
Для слуха: на хорошей аппаратуре слушать хорошую музыкуразных жанров, классическую (Моцарт, Шопен, Штраус), пробовать играть на разныхинструментах, бить в колокольчики, барабаны, особенно этнические с вибрацией.
Для вкуса: пробовать разное на вкус, консистенцию итемпературу, определять на вкус.
5. Непосредственно по речи – упрощать слова. Говорить четко,короткими словами: «ляля», «боты», «киса». Предлагать ребенку короткуюинструкцию из 1-3 слов («Дай мне руку», «Иди спать», «Садись», «Стой»). Словаупрощать по структуре. Лучше, чтобы ребенок видел рот (артикуляцию) взрослого.Если нужно привлечь взгляд ребенка, то негромко пищать игрушкой около своего лица(игрушку носить с собой в кармане). Начать оформлять альбом для ребенка:вклеить фото ближайших родственников и простые слова, сделать короткие подписи:«Мама Лена», «Папа Леша», «Брат Илья».
6. К специалисту! Это последний совет, но вообще все предыдущиерекомендации выполняются параллельно, – ребенок-«молчун» должен находиться поднаблюдением врача-невролога.
Киевский Центр Стимуляции Мозга предоставляет множествоуслуг для лечения задержи речи у детей, а его специалисты практикуют поэтапноеформирование устной речи при ее недоразвитии.
Также вас проконсультируют опытные детские неврологи,психолог и дефектолог.
Подробнее-на сайте Центра.