Ребенок. Речь. Норма. Просто о сложном.

  • Ребенок. Речь. Норма. 
    Просто о сложном.



    Задумывались вы об этом или нет, но понятия «норма – не
    норма» неизбежно влияют на наши родительские стратегии. Ежедневно, ежечасно мы
    делаем свой выбор: как поступить по отношению к ребенку, в зависимости от того,
    что мы считаем НОРМАльным для его развития. И это ежедневное принятие решений,
    глобальный выбор воспитательной стратегии делать было бы не так сложно, если бы
    не одно НО. В голове мам и пап сегодня звучит слишком много голосов о том, как
    правильно воспитывать ребенка.



    Сколько-то месяцев задержки речи происходит из-за памперсов,
    это известно. Исследования проводились, правда, производители памперсов их
    задавили. Почему так происходит – понятно: запаздывают контрольные механизмы:
    ребенок с памперсами не должен вырабатывать этот волевой контроль, раз волевой
    контроль запаздывает, все остальное тоже запаздывает.



    Дальше, что влияет еще? Что такое норма опять же? С одной
    стороны, наш мир вроде бы наращивает толерантность, наращивает идею о том, что
    «пусть расцветают все цветы», «пусть мы все будем учиться у людей с нарушениями
    развития», – вот оно всё славно и сладко. С другой стороны, мир наращивает
    скорость и обороты, соответственно, чем быстрее все это движется, тем больше
    процент детей, «не попадающих». Если раньше букварь проходили в течение года, то
    теперь этот букварь проходят в течение двух месяцев. Совершенно очевидно, что
    количество «не попавших» увеличивается.



    Диагнозы первого года



    Если не брать всяких культурных и семейных изысков, то на
    что нам надо смотреть в варианте «норма – не норма»?



     



    Неврологические диагнозы первого года жизни – это очень
    важно. Я даже не знаю, как это сформулировать, чтобы это было маяковым. Почему
    они важны? Потому что они потом сыграют. О чем идет речь обычно? Мы не
    рассматриваем вариант грубых органических поражений головного мозга. Если оно
    есть, то это медицинская проблема, она медицинским образом решается. Но может
    быть нечто пограничное, что иногда сейчас пишут как СДВГ (Синдром дефицита
    внимания и гиперактивности), а чаще пишут как ПЭП (перинатальная энцефалопатия)
    или ППЦНС – перинатальное поражение центральной нервной системы. О чем мы
    говорим? Мы говорим о том, что УЗИ головного мозга не выявляет грубых
    органических поражений. Но невролог видит несоответствие рефлексов возрастной
    норме, которая у него где-то там написана. И тогда он один из этих диагнозов,
    соответственно, ставит. Что это значит? Это обычно значит, что были какие-то
    перинатальные события: быстрые роды, трудные роды, кесаренок,
    ребенок-головастик, долгий безводный период – бесконечное количество всяких
    возможных патологий. И у нас в результате этого имеются микроорганические
    поражения головного мозга.



     



    Что это значит? Это значит, что часть нервных клеток
    попросту говоря, сдохла, когда все это случилось. Сразу же пошел процесс
    восстановления «разрушенного народного хозяйства», то есть функции пораженных
    нервных клеток стали на себя брать другие нервные клетки. Нервные клетки, как
    мы знаем, не восстанавливаются, но резерв там есть. К году картинка выглядит
    вот так (часть пятен на рисунке стерта), к трем годам – вот так, вот этих
    разобрали (еще часть пятен на рисунке стерта), но вот эти еще остались.



    Параллельно с развитием у нас идет восстановление
    «разрушенного народного хозяйства» то есть у ребенка с перинатальным событиями
    с самого начала мозги работают с двойной нагрузкой.  И это надо понимать.



    Где это сыграет? В какой момент? В школе, конечно. При
    начальном обучении это сыграет по полной программе. Ребенок либо не может
    сидеть, либо не может собраться, либо отстает, либо недописывает диктанты, либо
    еще что-то такое делает. Причем здесь есть два типа нарушений – «гипо» и
    «гипер», которые выглядят одинаково  на
    картинке, а в реальности они будут выглядеть совершенно противоположным
    образом.

    ...продолжение следует....

  • У нас есть разные шкалы развития.
    Интеллект, точнее, то, что мы считаем интеллектом. Под интеллектом понимают самые неожиданные вещи.
    Физическое развитие – тоже очень понятная вещь. Один ребенок с трудом перешагивает через заборчик, а другой ребенок перепрыгивает его с вот таким запасом. Понятное дело, что физическое развитие второго лучше. Я имею в виду детей одного возраста.
    Социальное развитие.   Один ребенок может организовать игру, построить сверстников, раздать им роли. Другой ребенок ничего этого не может и вообще с трудом вписывается во взаимодействие со сверстниками. Или, например, может разговаривать только со взрослыми.
    Эмоциональное развитие. Это умение считывать чувства других людей, также осознавать свои собственные чувства и менять свое поведение в соответствии с прочитанным.
    Пара слов про интеллектуальное развитие. Есть два критерия маркировки развития общего интеллекта дошкольника. Понимаете, кроме общего интеллекта есть развитие пространственного мышления, памяти, еще несколько когнитивных штук, но есть общий интеллект. У дошкольника две вещи маркируют развитие общего интеллекта –сложность ролевой игры, которую может организовать и провести ребёнок. Чем сложнее ролевая игра, которую может организовать и провести ребёнок, тем выше развитие его общего интеллекта. Это про дошкольников.

    Второй критерий – сложность вопросов, которые задает ребенок. Чем сложнее вопросы, которые задает ребенок, тем выше его общий интеллект. Был такой мудрец Авиценна, когда он уже был старенький, у него спросили: «Скажите, вы такой мудрый, наверное, вы и в детстве выделялись как-то среди сверстников, наверное, больше всех знали, больше всех умели?» Он сказал: «Нет, когда я учился в школе (медресе, наверное, поскольку он мусульманин) были ученики, которые знали больше меня и умели больше меня, но я был лучшим из задающих вопросы».

    Никаких других критериев нет вообще. Скорость, с которой ребенок складывает пазлы, количество стихов, которые знает ребенок, его умение читать, писать, брать интегралы – ничего, только две вещи – сложность ролевой игры, которую он может организовать и провести, и сложность вопросов, которые он задает. Больше не играет ничего.

    Что такое темповая задержка? Это значит, что ребенок развивается, но запаздывает, то есть он в четыре года делает то, что другие дети делают в три, и в пять делает то, что другие дети делают в четыре года. Но его развитие идет – это темповая задержка.

    Что такое нарушение? Нарушение, когда все идет не так – он не делает в пять то, что дети делают в три года. Он в пять лет делает что-то совсем другое, не то, что в три, а что-то совсем другое.

    Что про темповую задержку нам важно понимать? 9 из 10 детей с темповой задержкой потом нагонят. Это тоже надо понимать. Если у ребенка темповая задержка развития, когда-то через какое-то время он догонит тех, кто ушел вперед. Кривая нормального распределения у нас всем известна.

    Если у нас есть темповая задержка, природа – вещь симметричная, то у нас есть и темповое ускорение. Здесь те дети, которые в четыре года делают то, что другие делают в шесть. В пять лет они делают то, что другие делают в восемь. Иногда это называется ранняя общая детская одаренность. Что нам нужно знать? То, что 9 из 10 вернутся в норму. Один, бедняжка, так и останется. Что значит, если мы имеем дело с задержкой? Это значит, что нужно спокойно развивать этого ребенка, он потом придет в норму. Что нужно знать про ускорение? Не нужно развивать этого ребенка, иначе мы сформируем у него невроз и суицидальные вещи в подростковом возрасте, когда произойдет компенсация этого раннего ускорения, это тоже надо понимать.

    Когда мы думаем о норме и не норме в применении к собственному ребенку или к какому-то конкретному ребенку, с которым мы имеем дело, что нам надо иметь в виду? Нам нужно принять некое решение, для начала. Исследовав этот вопрос, мы видим, что никакой объективной нормы – не нормы не найти, но, тем не менее, мы о норме всё время говорим. И более того, мы все понимаем, что в реальности под нормой есть что-то. Как ни крути, мы всё-таки можем сказать: это совсем не норма, а это ближе к норме, а это просто совсем-совсем норма.
    Норма – это то, что вы установили для вашей семьи
    Центр Стимуляции Мозга Центр Стимуляции Мозга предоставляет услуги лучших специалистов и самые новые немедикаментозные методики для лечения и коррекции патологий речи и поведенческих отклонений у детей и подростков..


  • Что еще может вызвать нарушение развития? Педагогическая запущенность, причемпедагогическая запущенность – это отнюдь мы говорим не о родителях-наркоманахили алкоголиках, хотя эти люди тоже существуют, и мы никаким образом не можемсписывать это со счетов. Но существует педагогическая запущенность и другогорода – дать ребенку планшетик и как бы забыть, потому что ребенок туда сел ивсё. Или включить ребенку мультики.

    С ним нужно как-то заниматься. С ребенком нужно заниматься всоответствии с его возрастом. Есть игры для детей первого года жизни, второго,третьего и так далее. У ребенка до, по крайней мере, пяти летнаглядно-действенное мышление, то есть ему нужно взаимодействовать как-то спредметами, предметы должны быть в объеме, у них должны быть разныехарактеристики и так далее. Все эти айпады задействуют визуалку и аудиалку.Соответственно, это обеднение мира, его уплощение. Но это не значит, что покаким-то причинам вы должны встать в позу и выбросить телевизор с балкона.

    Педагогическая запущенность – это когда ребенок смотриттелевизор без мамы. Вот это свое – заниматься ребенком – перекладывают начто-то другое: на улицу, на воспитателей, на телевизор, на социальные сети, ещена что-то. Мать это отпускает – это и есть педагогическая запущенность.

     

    Нормы развития – широкое понятие, а не пугающая точка

    – Бывает, что с одним ребенком долго занимаются, прежде чемон, наконец, заговорит, а другой чуть ли не после первых двух занятий вдруг какначал разговаривать. С чем это связано? 

     

    – Во втором случае мы видим физиологическую темповую речевуюзадержку. Ребенку просто нужно было показать, «как это делается», и он началговорить.

     

    В первом случае речь идет о заболевании, когда нужно время,чтобы запустить речевой процесс. Как правило, это органическое поражение мозга,вследствие которого и наступило безречье – алалия, при которой отмечаетсяявление апраксии (нарушение включения в артикуляционную позу или переключения).

     

    Так, если попросить ребенка сказать «во-да», то у него можетполучиться «во-ва» или «да-да». Изолированно он может повторить звуки «в», «д»,слоги «да», «во», но в спонтанной речи не получается переключиться с одногослога на другой. То есть он пропустил сигнал, не переключился с одного надругое. Логопед начинает работать с помощью различных методов, чтобы выработатькинестезию (ощущение положения языка, губ) для произнесения каждого звука,трудиться над слоговым переключением.

     

    Еще очень важна работоспособность ребенка и родителя, вкоторой не последнюю роль играет генетика. Когда ты видишь, что приходитвключенный, мотивированный родитель, который сам много читает, видит и осознаетпроблему, значит, во-первых, он подарил малышу трудоспособность и желаниеобучаться, а во-вторых, сам готов во всем помогать ребенку и специалисту.

    **

    В месяц, полтора – он начинает держать голову, появляетсягуление.

     

    В 5-8 месяцев он садится и появляется лепет.

     

    В год ребенок делает первые шаги и говорит первые слова.

     

    В два года появляются фразы: «Хочу пить, иду спать, дай мнесок».

     

    В три года фразы становятся сложнее: «Хочу вкусненькое, даймне красное яблоко».

     

    Ребенок начинает пользоваться другими частями речи, соблюдаяпростые лексико-грамматические правила. На четвертом году речь усложняется вомногом, например появляется суффиксально-префиксальный способ словообразования,слова с уменьшительно-ласкательным значением.

     

    В пять лет речь ребенка заканчивает свое базовое развитие.Это уже речь взрослого человека: ребенок использует сложноподчиненные исложносочиненные предложения, способен пересказать или сам составить рассказ.

     

    Если на каком-то из вышеперечисленных этапов появилисьпроблемы, взрослые должны включаться и начать помогать ребенку. Сам ребенокникуда себя привести не может. Время начала, частота и качество занятий – это вбольшей степени родительская ответственность.

    Первоначально помощь организуют родители, и толькопотом включается персональная профессиональная ответственность тех, коговыберет для занятий семья. У детей, кроме коррекционных возможностей, большиекомпенсаторные способности, так что есть все шансы исправить речевые нарушениядо школы, в отдельных случаях вплоть до 12 лет, до наступления подростковогопериода.
  • Иногда, если у ребенка проблемы с речью, родители думают: нувот сейчас мы отдадим его в детский сад ..

     Это касается толькодетей с задержкой. Мы же социальные люди, с этой стороны детсад оправдан –ребенок начинает копировать, подражать речи, задержка нивелируется.

     Коллектив помогает  развиться речи только у тех детей, у кого онафизиологически задержалась. Для тяжелых нарушений речи это не работает какпанацея, в этом случае нужен комплекс мероприятий по разным направлениямреабилитации.

    Если у ребенка алалия, органическое нарушение мозговойдеятельности, то «само» здесь ничего не появится. Кстати сказать, в жизни малоабсолютно не говорящих детей. Вопрос в качестве речи. Пять слов – это и длятрехлетнего ребенка мало, не говоря уже о шестилетнем – катастрофически мало.Так что, возвращаясь опять к вопросу про раннее развитие, – занятия стрехлетним плохо говорящим ребенком – не раннее развитие, а необходимость.

    Речь – это сложная система, в которой существуютфонетические, лексические, грамматические и стилистические средства. Речь тесноинтегрирована со всеми психическими процессами человека. Исходя из этого,долгое ее отсутствие может нанести непоправимый урон развитию всех психическихфункций организма, скажется на дальнейшем обучении, выборе профессии.

    Развитие мелкой моторики позволит ребенку заговорить – этомиф. Если у ребенка речевая апраксия (нарушение произвольных целенаправленныхдвижений при отсутствии двигательных расстройств, таких как парезы, параличи),вследствие чего он не говорит (алалия), с ним можно сколь угодно долгоперебирать крупу, сама по себе речь не появится.

     

    Здесь нужны другие методики, а развитие мелкой моторикиможно использовать как дополнительный прием, который в структуре всей работывполне поможет, особенно на этапе подготовки руки к письму. Важно, чтобы этизанятия были ежедневными и разнообразными (собирание мелких предметов,вкладывание маленьких предметов в большие, завязывать/развязывать, застегивать/расстегивать,складывать узоры, нанизывать предметы, резать ножницами, рвать бумагу, лепитьиз пластилина).

     

    Центр Стимуляции Мозга предоставляет консультации опытныхдетских неврологов, психологов и логопедов-дефектологов, которые используют новейшиеметодики для развития речи у детей.

    Подробнее-на сайте Центра.

  • Войти или Зарегистрироваться чтобы задать вопрос
    популярное
    СЕЙЧАС ОБСУЖДАЮТ