В 40-х годах двадцатого века произошел существенный прорыв в сфере реабилитации при детском церебральном параличе, и произошло это благодаря супругам Берте и Карелу Бобат. В основу метода легли клинические исследования Берты во время работы над теорией рефлекторного созревания. Супруги вели активную деятельность в данном направлении, публикуясь в профильных изданиях, а также выпускали книги и проводили обучающие курсы и читали лекци. Метод вполне закономерно приобрел популярность и своих последователей. В результате появилась всемирно известная Бобат-терапия, которая также известна под названием методика NDT, что расшифровывается как Neuro Development Treatment и в переводе с английского обозначает «нейро-развивающая терапия». После Второй мировой войны это было одним из крупнейших открытий в сфере реабилитации детей с детским церебральным параличом.
В соответствии с теорией супругов Бобат, причиной двигательных нарушений является поражение центральной нервной системы. Вследствие этого происходит расстройство моторного развития у детей. Гимнастика по методу Бобат-терапии направлена на стимуляцию стато-кинетического развития и профилактику деформаций опорно-двигательного аппарата. Методика оказывает позитивное воздействие на мышечный тонус, восстановление рефлексов, а также органов чувств и памяти вследствие перенесенной черепно-мозговой травмы или клещевого энцефалита и даже врожденного порока развития. Посредством особых приемов за довольно короткий срок можно научить малыша переворачиваться, сидеть и ползать путем сенсорной стимуляции нервной системы.
Тем не менее, несмотря на эффективность, со временем супруги Бобат несколько скорректировали свою теорию, основываясь на собственном опыте, а также новейших достижениях в сфере нейрофизиологии. Коренной поворот произошел в 1984 году, когда вышла публикация с новыми принципами концепции. И если изначально в основе терапии стояло подавление патологии рефлексов, направленное на снижение общего тонуса, то позже теория была изменена в сторону стимуляции правильных движений посредством влияния на основные контрольные точки. То есть, согласно новой концепции, акцент сместился в сторону самостоятельного контроля ребенком собственных движений и удержанию равновесия. Теперь уже последовательность развития моторики соблюдалась не так жестко, как ранее. Как показала практика, в каждом отдельно взятом случае наиболее эффективно действует индивидуальный подход с промежуточной оценкой результатов.
На сегодняшний день Бобат-терапия рекомендуется и активно практикуется в качестве вспомогательного средства лечения при таких заболеваниях,
-как пирамидная недостаточность,
-нарушение мозгового кровообращения,
-задержка психоречевого развития,
-детский церебральный паралич,
-гипотония мышц
-кривошея.
Данный вид терапии регулярно практикуется также в профилактических целях для деток на первом году жизни.
Диагностика и процедуры должны проводится только опытными специалистами, которые постоянно осваивают новые методики в сфере неврологии, психологии и мануальной терапии.
Рефлекторный массаж по методу Сандаковавключает в себя элементы восточных мануальных практик, бобат-терапии и приёмыточечного воздействия на определённые зоны. Главное чётко выполнять правильныеукладочные позиции с фиксацией верхней или нижней части туловища. Занятияпохожи на пассивную йогу, когда при помощи врача-реабилитолога ребенокпринимает одну за другой статичные позы, способствующие вырабатываниюправильных рефлексов и движений.
В основе методики лежит системность ирегулярность выполнения предписываемых упражнений. Нельзя на долгое времяпрерывать курсы занятий, наоборот, необходимо постепенно увеличивать физическиенагрузки, подбирая индивидуальные упражнения для каждого ребенка.
В результате ребенок сможет:
— достичь максимального объема телодвижений спомощью различных суставов;
— сформировать рефлексы вспомогательного планаи выпрямительные с головы на туловище;
— сформировать двигательный стереотип,базирующийся на установочных рефлексах;
— довести до нормы работу вестибулярногоаппарата;
— создать мышечный корсет;
Все эти навыки дадут ребенку возможностьнаучиться выполнять важные физиологические движения.
С какого возраста показан массаж
Как полагает доктор Сандаков, чем раньшеначать процесс восстановления и формирования правильных установочных рефлексов– тем больше шансов у ребёнка социально адаптироваться.