Как там у нас? Мама с
бабушкой стараются одеть детей потеплее, в сильный мороз с коляской ни в коем
случае не гулять, накормить повкуснее, отвезти в школу на машине, и вообще
одного ребенка никуда не отпускать.
В Норвегии же всех с
раннего возраста приучают к самоограничению и ответственности за собственную
жизнь и здоровье. Никто не опекает свое чадо "от и до" и родители над
ребенком совершенно не трясутся...
Особенность
Первая. У природы нет плохой погоды.
Детей с детсада учат дружить с погодой и самим определять,
как одеваться в зависимости от времени года. То есть не мама выдает
носки-флиску-куртку-шапку, а ребенок сам знает, когда надеть резиновые самоги,
а когда теплый пуховик.
При этом все школьные переменки в любую погоду дети должны
проводить во дворе: дождь, ливень, ветер, снег — неважно. Считается, что,
бегая, прыгая и «проветривая мозги», ребенок отдыхает, настраивается на
следующий урок, закаляется и запасается здоровьем.
В школе детям преподают уроки окружающей среды. Именно на
них детям объясняют, как правильно одеваться в соответствии с прогнозом погоды.
Например, если на улице минус десять, нужно быть одетым как капуста —
многослойно. Первый слой прилегает к телу: длинные штаны и пуловер из тонкой
шерсти или флисa. Вторым слоем идет платье или джинсы с толстовкой. Третий слой
— теплый, но легкий водоотталкивающий комбинезон. Плюс прорезиненные утепленные
сапоги, непромокаемые варежки, шерстяная шапка-шлем и, если совсем холодно,
капюшон.
Особенность
Вторая. Питание.
Особенность в том, что здесь нет никаких "на обед
обязательно нужно есть суп" и "первое-второе-компот".
Горячие обеды в школах не предусмотрены. Родители укладывают
детям в пластмассовые контейнеры холодные сэндвичи, пирожки, фрукты, йогурты.
Между уроками есть один получасовой перерыв, во время которого можно
перекусить. Сладкое запрещено: никаких лимонадов, конфет, печенья, шоколадок.
Орехи тоже нельзя — во избежание аллергии. Во всех школах и садиках висят
таблички: Nut free zone («Свободная от орехов зона»).
Особенность
третья. Самостоятельность.
С младших классов ребенок сам собирается в школу, мама лишь
контролирует.
В школу дети ходят без сопровождения взрослых. Никто не
привозит и не забирает своих детей на машинах, здесь это вообще нонсенс.
Кстати, помимо увесистого ранца с книгами, каждый несет с собой еще и пакет с
ланчем. На тренировки, дополнительные занятие и т.д. - тоже все сами.
Дети сами определяют одежду по погоде и одеваются, как я уже
сказал выше.
Особенность
четвертая. Маниакальная забота о зубах.
На школьных занятиях ученики читают «Приключения Кариуса и
Бактуса». Эта популярная в Норвегии детская книга Турбьёрна Эгнера рассказывает
о том, как веселая бактерия вместе с другом кариесом разрушала зубы ленивого
мальчика Марка, пока он не начал их старательно чистить. Еще есть мультик по
этой книжке, который видел каждый норвежский ребенок, как у нас когда-то
"Ну, погоди!"
Все дело в том, что медицинские расходы здесь, как правило,
покрываются государственной страховкой, но стоматологическая помощь
предоставляется только до 18 лет, после - к стоматологу за свои кровные.
Поэтому зубы берегут с детства - мамы начинают чистить ребенку зубы, едва у
него во рту проклюнется первый. И учат самих чистить зубы раньше, чем читать.
Кстати, конфеты и жвачку норвежские дети видят реже, чем горячий суп на обед а
его они видят очень редко, как вы поняли.
Особенность пятая.
Высокая температура - не повод для паники.
По норвежским понятиям если у ребенка температура 38
градусов, это не повод беспокоить врача, а насморк — не основание для пропуска
занятий в школе. При определенном списке заболеваний и недомоганий, например
при мигрени или простуде, доктор может выписать так называемый зеленый рецепт.
Это официальная рекомендация пойти прогуляться по лесу. Норвежская медицина
устроена по принципу «спасение утопающих — дело рук самих утопающих». Сказать,
что у тебя барахлит здоровье, все равно что признать, что ты ленивый и
безответственный. Не занимался спортом, не закалялся, вот и заболел.
Особенность
шестая. Спорт важнее, чем учебники.
Спортивной подготовке в школе уделяется, реально, даже
больше внимания, чем другим урокам. Весной и осенью — плавание, зимой — лыжи. И
круглый год походы.
В государственных школах дети начиная с девяти лет ходят в
трехдневные походы с учителями, ночуют в палатках, жгут костры, готовят еду в
котелке. Кроме того, раз в неделю специальный автобус отвозит их на трехчасовую
прогулку в лес или в горы, пешую весной и осенью, лыжную - зимой.
Кроме того, школьники постоянно участвуют в различных
марафонах, благотворительных забегах/заплывах/велозаездах, перечисляя взносы за
участие то в помощь голодающим детям Африки, то терпящим бедствие от
землетрясения непальским школьникам..
Кстати, спорт - единственное, где детям позволяют
выделяться. Во всем остальном - ни в коем случае. Хвастаться не зазорно только
спортивными успехами и рекордами, а никак не достатком, тачкой папы и где
провел каникулы.