Вот шесть простых устных игр, которые не позволят вам и детям скучать,
раскачают воображение и потренируют нестандартное мышление.
1. Прошлое и
будущее
Условия игры:
Называете любой предмет и задаёте ребёнку вопрос: «Чем этот
предмет был в прошлом?». Затем начинаем фантазировать «Чем этот предмет может
стать в будущем?»
Например: стул
— Чем этот предмет был в прошлом?
— Деревом/ростком дерева/семечкой от дерева (в зависимости
от того, насколько глубоко копнуть).
— Чем он может стать в будущем?
— Дровами/дубинкой из ножки/качелей, если подвесить куда-то
и т. д.
В этой игре ребёнок:
Проникает в суть предметов и явлений. Дети понимают,
насколько велик может быть путь, который проходит каждый предмет, прежде, чем
принять свою привычную форму.
Тренирует своё воображение и формирует навыки
изобретательства. В тот момент, когда дети начинают фантазировать о будущем,
велика вероятность создать что-то новое, сделать необычное из обычного.
2. Из чего
состоит?
Условия игры:
Представляем любой предмет и называем его составляющие
Например: электрический чайник (носик, крышка,
кнопка, нагреватель, лампочка, провод, подставка и т. д.)
Чему вы учите ребёнка, играя в эту игру:
Зрить в корень. Здесь дети учатся смотреть не поверхностно
на вещь как единое целое, а углублённо. Чтобы ребёнок понимал, что сами по себе
предметы не появляются и состоят из других предметов.
Находить взаимосвязи. Многие из окружающих предметов полезны
лишь во взаимодействии с другими вещами. Ребёнок знакомится с понятием
«подсистема» — составные части. Чайник просто так работать не будет, его нужно
включить в розетку, чтобы это сделать, необходимо напряжение в розетке и т. д.
Внимательности. Мы часто не обращаем внимания на мелочи,
привычные взгляду. Начинаем углубляться во что-то только в случае поломки. Но и
тогда возникают трудности, потому что, забыв об одной важной детали, мы ищем
причину поломки вовсе не там, где нужно.
3. Включи
вариативность
Условия игры:
Представляем любой предмет. Придумываем, как его можно
использовать, помимо его прямого назначения
Например: пластиковый стаканчик
1) надеть на ножку стула, чтобы не царапала пол;
2) сделать шапочку Алладина на резинке;
3) вырезать кружки, покрасить их и сделать себе цветные
очки;
4) выращивать растения;
5) собрать много стаканчиков и сделать костюм...
Что развивает:
Преодоление психологической инерции. Психологическая инерция
— это то, как мы привыкли думать, маленькие шаблоны в нашей голове и
стереотипы, которые мешают шире смотреть на вещи и находить самые неожиданные
решения. Нужно рушить стереотипы и развивать способность мыслить за рамками
привычного.
Понимание надсистемы. Про подсистемы мы уже говорили в
предыдущей игре. А надсистема — это что-то извне, что может изменить предмет до
неузнаваемости, и сделать из него сверхновое. Ребёнок учится не ограничиваться
функциями самого предмета, он активизирует знания о том, что есть вокруг
объекта.
4. Полезно/Вредно
Условия игры:
Выбираем ситуацию и поочерёдно перечисляем, что в ней вредного и что полезного.
Например:
— Дождь полезный, потому что растут растения.
— Дождь вредный, потому что может затопить что-то.
— Дождь полезный, потому что в жару может освежить воздух.
— Дождь вредный, потому что можно промокнуть и заболеть...и т. д.
Что развивает:
Умение видеть обе стороны медали. Дети учатся не отчаиваться, если что-то не получается, и, наоборот, не быть слишком наивными, уметь в самом прекрасном разглядеть и отрицательное. Ребёнок тренируется не принимать ни одну из сторон, учится анализировать оба аспекта, создавая в своей голове грани между ними.
5. Да/Нет
Условия игры:
Вы загадываете что-то (предмет, явление, человека, цифру, что-то волшебное и т. д.). Ребёнок должен угадать что это, задавая вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет».
Например: дом
— Это живое?
— Нет.
— Это сделано человеком?
— Да.
— Это больше тебя?
— Да.
— Несёт пользу для человека?
— Да.
-Что развивает:
Задавать правильные вопросы. Довольно непросто подобрать вопрос так, чтобы он дал конкретную, нужную информацию, способную приблизиться к правильному ответу. Часто дети усердно думают, прежде чем спросить. Оно нам и надо!
Классифицировать. Такая игра — своего рода математика: мы делим целое пополам. Первые вопросы обычно самые глобальные «Это живое? Это неживое? Сделано человеком?» и далее по убывающей. Чем дальше, тем классификация всё больше сужается, тем сложнее её делить, но тем интереснее и загадочнее.
Запоминать. Особенно это проявляется, когда загадано что-то эдакое. Когда накопилось уже множество вопросов и ответов на них, приходится держать в памяти картинку из уже полученных подсказок и не повторять вопросы.
6. Видное-неочевидное
Условия игры:
Представьте два абсолютно разных предмета и найдите между ними как можно больше схожих черт.
Например: ботинок и летающий корабль
1) оба могут пахнуть;
2) оба могут взлететь;
3) у ботинка есть внутри полость и в корабле тоже;
4) оба могут быть твёрдыми;
5) могут быть одного цвета...
Что развивает:
Навык видеть неочевидное в очевидном. Когда дети ищут похожие элементы, они углубляются во всевозможные характеристики предметов, чтобы выудить самые тонкие, которые хоть как-то могут быть похожи на второй предмет. Дети перебирают и функции предметов, и их состав, и визуальное оформление.