Дефектолог или логопед-дефектолог изучают степень выраженности дефекта, проводят диагностику высших психических функций (мышление, внимание, память, речь, восприятие, воображение). В зависимости от специализации дефектолога (олигофренопедагог, сурдопедагог или сурдолог, тифлопедагог), акцентируется внимание на слухе, зрении, речи, двигательных функциях, мыслительных операциях, особенностях эмоционально-волевой сферы.
На занятиях дефектолог, дефектолог-логопед осуществляют работу по следующим направлениям:
- развитие и коррекция внимания (зрительное, слуховое);
-развитие и коррекция восприятия (зрительное, слуховое, тактильное);
- развитие и коррекция памяти (зрительная, слуховая);
- развитие и коррекция мышления;
- развитие и коррекция речи (устная, письменная);
- развитие и коррекция моторики (моторной функции);
- развитие и коррекция зрения;
- развитие и коррекция слуха;
- развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы;
- восполнение пробелов в познавательной сфере;
-развитие и формирование элементарных математических представлений;
- развитие и формирование конструктивной деятельности
вот все эти направления и образуют отдельные занятия-уроки с ребенком, индивидуальные или групповые. Например- работа с ребенком который заикается. С алаликом.С дислексиком.
С ринолаликом, дизграфиком... У всех есть общее что то а есть-различия-все зависит от того что пострадало больше всего,что нужно развивать.
С аутистами-вообще отдельная тема, ведь они не только не говорят но и вообще неконтактны,а без контакта- нет и урока. Тут подключается психолог да и сам дефектолог-если хороший специалист- тоже отчасти и психолог, использует наработки.
Например Катерина, из Центра Развивающих Методик- всегда начинает с психотерапии, задавая уроку тон, чтобы ребенок не был напряженным, а "раскрылся"-как она нам говорила...Мама не всегда полезна на занятии- иногда она больше отвлекает ребенка чем помогает.
Доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Результаты исследования показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Тонкая моторика — основа развития, своего рода «локомотив» всех психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление, речь).
Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.
Психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребенка.
Если сказать коротко, развитием крупной и мелкой моторики педагог-психолог занимается исключительно в том объеме, который нужен для обеспечения наиболее полного познания ребенком предметов, объектов, явлений окружающего мира. При этом целенаправленное воздействие средств физической культуры на психические процессы позволяет стимулировать их созревание и повысить уровень развития, что обеспечит более успешное овладение детьми школьной программой.
Таким образом, задачи, решаемые на коррекционных занятиях по развитию психомоторики и сенсорики, не дублируют, а дополняют задачи, поставленные учебными программами по физической культуре.
И у меня вопрос к вам,Джульетта-
вы в других темах писали про ЦСМ где работают не только дефектологи но и другие специалисты.Подскажите- назначают ли в ЦСМ занятия или курс лечебной физкультуры или массажа - если у ребенка задержка речи? Мы уже были там, проходили реабилитацию,но отдельно-ездим к массажисту, хотелось бы все вместе совмещать- т.к. я считаю что это хорошо если логопед работает свое и в этот же день,с небольшим разрывом во времени- ребенку делают массаж и укрепляют мышцы рук,пальчиков, развивают моторику..
или так отвечу- в ЦСМ есть такой человек-золотые руки , по имени Геннадий. это физиотерапевт. Запишитесь к нему- полтора часа работы с ребенком и будет вам счастье- и массаж расслабляющий и ЛФК на все тело и кинезиотерапия на те участки которые требуют внимания. мелкую моторику-возьмет. он опытнейший. в общем- не пожалеете, и он вам сам все расскажет, он еще и общительный :))
Джульетта, как думаете, а могут видео-уроки логопедические со всеми этими считалочками, логоритмикой, стишочками заменить работу логопеда, если у ребенка проблемы с речью? На форумах столько мам пишет, что там за два месяца этих уроков избавились от всех проблем на дому...
Ориентируясь на нормы развития языка у детей с темповой задержкой речевого развития происходит простая временная задержка речи по сравнению со сверстниками, которая корректируется логопедами нашего центра. Темповую задержку речевого развития характеризуют:
1. Хорошее понимание обращенной речи. Предложите вашему малышу несколько заданий, которые покажут вам то, как он понимает вашу речь. В 2 года ребенок хорошо понимает простые инструкции и задания:
Иди ко мне на ручки.
Дай мне мячик.
Принеси мне мишку.
Возьми мишку и посади его на стульчик.
Покажи на картинке машинку, зайчика, куклу.
Показателем понимания речи является в числе прочего, стойкая реакция на собственное имя. Ребенок поворачивает голову, когда вы его зовете шепотом, из — за спины, закрывая губы листком бумаги. В 3 года ребенок хорошо понимает простые инструкции и задания:
Посади куклу на стул, под стул, около стула, спрячь куклу за стулом.
Возьми книгу, подойди к столу и положи книгу на стол.
Принеси маме папину рубашку.
Покажи на картинке, где девочка догоняет мальчика, а где мальчик догоняет девочку.
2. Хорошее слуховое внимание. Ребенок узнает и различает звуки окружающей среды, бытовые шумы (пение птиц, гудение автомобиля, звонок в дверь, стук молотка), определяет направление источника звучания. Малыш различает голоса людей, звукоподражания животных, показывает на картинке предмет, название которого вы называете.
3. Отсутствие тяжелых вредоносных факторов в сведениях о развитии ребенка. Причинами темповой задержки речевого развития у детей (ТЗРР) чаще всего бывают соматические заболевания и ослабленность ребенка, частые госпитализации, неправильные методы воспитания в семье.
4. Хорошее познавательное развитие. Ребенок любознателен и проявляет интерес к предметам и явлениям окружающего мира. Поскольку такой ребенок не может получить интересующую его информацию с помощью вопроса, он делает это любыми другими доступными ему способами:
подводит взрослого к интересующему его предмету;
показывает на него пальцем, мимикой и интонацией демонстрируя свою заинтересованность;
5. Использование других способов общения. Такой ребенок хочет общаться с окружающими и придумывает доступные для него способы общения и привлечения внимания к себе:
тянет взрослых за одежду;
поворачивает ваше лицо к себе или интересующему его предмету;
использует доступные ему вокализации, а также жесты, мимику и интонацию.
Дети с задержкой речевого развития могут начать говорить спонтанно, без специального обучения и в дальнейшем речь таких детей развивается нормально. Специалисты знают, что некоторые дети с темповой задержкой речевого развития совершают резкий переход от небольшого набора слов к фразовой речи. Лингвисты называют такой скачок «языковым взрывом». Этот скачок чаще всего происходит в летний период, когда организм ребенка крепнет.
Тем не менее, многим детям с темповой задержкой развития речи необходим «пусковой толчок», коррекция, для того, чтобы они начали говорить. Таким «толчком» может послужить посещение игровых занятий в группе со сверстниками, которые пользуются словесной речью, занятий логоритмикой, упражнениями из интернета.
Хочу для себя прояснить. Получается, что темповая задержка речи-это действительно проблема только речи, здесь и обычные логопеды, и онлайн-уроки, и логоритмика могут помочь. В остальных же случаях- только опытный логопед-дефектолог в связке с неврологом. Проблема остается в одном-правильно поставленный диагноз , соответственно диагнозу прописанная методика реабилитации. Можете поделиться какие методики опробовали со своим ребенком? Что у вас дало тот нужный толчок?
Форбрейн,микрополяризация- это два мощных толчка нашей речи.
Работа с психологом-это как настройка скрипки на звук- то есть психолог доносила до ребенка то что он может и как важно хотеть мочь.
невролог наблюдала,вела и помогала разработкой самой схемы лечения.
Логоритмику - вел чудный Александр Сторожук, он же психиатр- его вообще все дети просто обожают. очень теплый в общении человек.Логоритмика это уже коррекция речи.
Ритмичные упражнения направленны на вовлечение ребенка в контакт со специалистом. В этих случаях важно взаимодействие с ним.
Ну,про Гену-золотые-руки и его ЛФК с кинезио- это вообще отдельная песня, он просто молодец...
стоит. во-первых Гена- весьма известный специалист-его многие помнят потому что он работал в том числе и на Богатырской.
Во-вторых у него авторская методика -сочетает элементы массажа с ЛФК и главное-кинезиотерапией. Это сложно и очень эффективно. Практиковался и работал и за рубежом,в 12 страха.
Опыт-27 лет рабочего стажа. Через его руки проходят и прошли самые разные дети и по возрасту и по диагнозам. Он берет всех и работает со всеми на результат.В последний раз когда мы там были- там девочка двухлетняя пошла-первые три шага сделала...
простите,а как физиотерапия связана с логопедией? я понимаю-если в Центр приводят ребенка с ДЦП-у него и речь страдает и ручки-ножки разминать нужно.А если это ЗРР или аутист или ЗПРР- то что- просто как укрепляющее рекомендуется?