часть3 Неизлечимая дислексия...

  • Vlada56Vlada56
    Сообщений: 153
    Одной из ключевых способностей, нарушенных при дислексии, является фонематический слух, то есть различение (анализ и синтез) звуков речи. При диагностике расстройства специалист может спросить ребенка, из каких звуков состоит слово «дом» и как они отличаются от звуков слова «ком».
    Что будет, если мы заменим в слове «мошка» «м» на «к»? Может ли ребенок придумать рифму к слову «кошка»? При нарушенном фонематическом слухе эти вопросы окажутся для ребенка сложными, и это может говорить о наличии у него дислексии.
    У пациента с дислексией могут наблюдаться дополнительные сложности:
    – повышенная чувствительность, эмоциональная нестабильность, раздражительность, импульсивность;
    – нарушение координации движений, неуклюжесть;
    – затруднение в определении правой и левой стороны.
    Что необходимо сделать?
    Основной специалист, работающий с детьми, имеющими диагноз «дислексия» – это логопед.
    В его задачу входит развить у ребенка фонематический слух, зрительно-пространственные функции, мелкую моторику, память, внимание, способности к анализу и синтезу речевых элементов, сформировать грамматический строй речи, повысить словарный запас.
    Ребенка также необходимо показать неврологу, который обследует его на наличие других расстройств.
    Дело в том, что дислексия часто сопровождается дисграфией (нарушением письма) и дискалькулией (нарушение способности к счету), а также синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). В западной традиции дисграфия и дискалькулия считаются симптомами дислексии, в отечественной же традиции они выделяются как отдельные расстройства, хотя, как правило, сопровождают дислексию и имеют общие с ней корни.

    Что же касается СДВГ, то это определенно отдельное расстройство, совершенно не обязательно сопровождающее дислексию, однако от 12 до 24% дислексиков страдают и от этого нарушения. В этом случае необходимо создать план действий, направленный на коррекцию обоих расстройств.

    Поскольку на нейробиологическом уровне дислексия часто связана с нарушением баланса и связи между полушариями головного мозга, страдающие от нее дети и взрослые подвержены также диспраксии, двигательному расстройству, проявляющемуся в плохой координации движений, слабой пространственной ориентацией, неуклюжестью, нарушению крупной и мелкой моторики.

    Важно отметить, что дислексия не связана с плохим зрением или слухом, а проблемы в обучении, которые возникают в результате нарушений зрительного или слухового анализатора, компенсируются с помощью технических средств (очков, слухового аппарата), имея совершенно иную природу, нежели дислексия.

    Помимо своевременной диагностики, ключевыми факторами в компенсации дислексии является, как уже говорилось, раннее вмешательство и поддержка семьи. Трудно переоценить оба фактора: мозг маленького ребенка гораздо пластичнее мозга взрослого, а потому при вовремя начатых занятиях пациенты демонстрируют значительный прогресс.

    Во взрослом возрасте они справляются с чтением и осмыслением текстов не хуже окружающих, за тем исключением, что им требуется на аналогичное задание более длительное время.

    Второй фактор – моральная поддержка ребенка родителями и другими членами семьи – имеет огромное значение при любых расстройствах развития. Без доброжелательного отношения взрослых ни одна терапия не будет по-настоящему эффективной.

    Нарушения развития в определенном смысле создают больше сложностей, чем физическая инвалидность, так как страдающие ими дети внешне не отличаются от своих сверстников, а при сохранном интеллекте часто кажутся плохо воспитанными, и по этой причине невнимательными, ленивыми, не обладающими соответствующим возрасту прилежанием. Неодобрение и наказания усиливают их неуверенность в себе, а это увеличивает реальный масштаб проблем.

    Для ребенка с дислексией необходимы безусловное принятие со стороны родителей и среда обучения, насыщенная мотивационными стимулами, похвала при любом, даже минимальном, достижении.

    Веря в своего ребенка, поддерживая его, вы не обязательно вырастите Андерсена или Эйнштейна, но непременно – человека, чья жизнь станет интересной и насыщенной.

Войти или Зарегистрироваться чтобы задать вопрос
популярное
СЕЙЧАС ОБСУЖДАЮТ