При дислексии сложности начинаются уже на начальном этапе.
Ребенок в силу нарушения фонематического слуха путает звуки и не может
правильно соотнести их с соответствующей буквой.
Разумеется, до формирования образов и извлечения полезной
информации дело часто не доходит, либо, при определенной степени компенсации,
отнимает гораздо больше усилий и времени, чем в норме, требует огромной
концентрации внимания, усидчивости. Между тем, произвольное внимание и волевая
сфера у ребенка тоже находятся в процессе формирования, поэтому на раннем этапе
овладение чтением становится огромной проблемой.
Считается, что полное излечение от дислексии невозможно,
однако если начать лечение в детском возрасте, то возможна компенсация
дефицитов пациента, и человеку, страдающему этим нарушением, удается даже
достичь высот в той или иной деятельности.
На удивление, это может быть именно та область, которая и
является проблемной. Так Ганс Христиан Андерсен, страдавший в детстве
дислексией, сам стал творцом выдающихся текстов, сказочником с мировым именем.
Конечно, очень важным является раннее вмешательство, которое
возможно лишь при ранней диагностике.
На что стоит обратить внимание родителям дошкольников
– Ребенок испытывает сложности с произнесением длинных слов,
произносит длинные слова и фразы с путаницей в звуках и слогах (например,
«Пинни Вух» вместо «Винни Пух» и т.п.)
– Ребенок затрудняется выразить мысль, забывает нужные
слова, либо неправильно составляет предложения.
– Ребенок не может подобрать рифму к слову, не проявляет
интереса к детским стихам.
– Ребенок не испытывает интереса к изучению букв алфавита.
Все эти симптомы сами по себе еще не говорят о наличии
дислексии, однако если вы наблюдаете у дошкольника подобные особенности
поведения, стоит проверить его у специалиста.
Симптомы дислексии становятся более ярко выраженными с
началом школьного обучения.
На что следует обратить внимание родителям младших
школьников
– Трудности с запоминанием названий букв и буквенно-звуковых
соответствий.
– Нелогичные орфографические ошибки, не связанные с незнанием
правил; изменение порядка букв в словах.
– Написание цифр и букв (таких как Я, У, Р) задом наперед.
– Очень медленный темп чтения, чтение с ошибками, попытка
угадать слово или его окончание.
– Ребенок жалуется на то, что буквы и слова написаны нечетко,
сливаются, движутся.
– Ребенок хорошо отвечает устно, но ему сложно записать свой
ответ.
– Ребенку сложно запоминать последовательности, как,
например, дни недели или алфавит.
– Очень медленный темп письма.
– Плохой почерк.
– Сложности со списыванием из учебника.
– Написание слов справа налево, в зеркальной форме.