Тогда Арабелле пришлось признать, что дружбу с другими детьми придется отложить. НЕ мучить девочку, которая, завидев ровесников, принималась страшно нервничать. Да и со взрослыми дела обстояли не лучше. Она не пускала на порог никого, кроме Арабеллы – ни мамы, ни бабушки с дедушкой, ни родного отца, которому в конце концов пришлось уйти из дома и он принимал участие в воспитании дочери на расстоянии.
«Дочь не могла никому смотреть в глаза, не играла с игрушками, спала, где угодно, но только не в своей кровати, имела кучу навязчивых привычек, до нервных колик боялась воды и наотрез отказывалась мыться, а иногда – одеваться, — перечисляет Арабелла. – Как объяснили психологи, непредсказуемость и хаос окружающего мира наполняет ее страхом и паникой».
С миром мама ничего поделать не могла, но подарить дочке радость и спокойствие сочла своей обязанностью. И за выполнение поставленной задачи взялась сама. Она превратила весь дом в игротеку. Закупила неимоверное количество сенсорных игрушек, специально разработанных для особых детей – на них дочь хоть как-то реагировала. В кабинете расположила надувной бассейн, наполненный пластиковыми шариками, в гостиной – батут.
«Цель была проста: радость и смех, — говорит она. – Но главное: я хотела научить дочь общаться со мной, найти ключ к ее внутреннему миру и быть, может, помочь выйти оттуда».
Как рождалось Терпение
Однажды, занимаясь с дочкой, Арабелла нарисовала человечка – «ручки, ножки, огуречик». Девочке страшно понравилось. Она стала пробовать рисовать сама – и аж попискивала от удовольствия, до того по нраву пришелся ей этот процесс.
Наконец-то! Что-то приносит ей радость, а рисование – великолепный способ выражения себя, развития мелкой моторики, речи, коммуникативных навыков…
Арабелла купила мольберт и кучу разных красок. Мольберт Айрис понравился. Она окунула кисточку в красу, сделала размашистый мазок – и жидкая краска стекла вниз. Девочка пришла в бешенство и разрыдалась от отчаяния.
Да, мольберт, пожалуй, был лишним. Речь ведь не о профессиональном художнике, а всего лишь о трехлетней девочке. Арабелла оборудовала уголок для рисования на кухне, положив на стол чистый лист бумаги и кисточки – не очень уже надеясь, что дочери вновь захочется рисовать.
Но нет! Девчонка тут же юркнула за стол и знаком потребовала гуаши. Показала пальчиком на баночку с голубой краской, потом подвела маму к раковине. Так рождалась техника будущего художника. Краску следовало развести водой в баночке, добившись нужной консистенции – критерии оной были ведомы лишь Айрис. Она уселась за стол и сосредоточенно заполнила голубым цветом весь лист – да не просто замазала по-детски, а покрыла пространство какими-то затейливыми полосками, капельками на фоне вольных и мощных мазков.
Арабелла похвалила рисунок, а когда тот высох, предложила дочке к нему вернуться – например, с фиолетовой краской. Та согласилась. Только краску выбрала сама: желтую. А потом попросила белил, которые обернулись на листке пеной морскою, а первый ребяческий опыт рисования – импрессионистским пейзажем. Рисовала его Айрис несколько дней. Мама разместила рисунок в интернете, где давно делилась успехами Айрис, украшая блог фотографиями. А теперь вот – детский рисунок. Почему нет? Для разнообразия. Назвала Арабелла картину — «Терпение».