ВНИМАНИЕ! СЕНСОРНАЯ АЛАЛИЯ!

  • PrimaVera14@ukr.netPrimaVera14@ukr.net
    Сообщений: 20
    Особенности психического и речевого развития при сенсорной алалии

    При сенсорной алалии ребенок слышит, но не понимает обращенную речь.

    Это происходит из-за повреждения коркового конца речеслухового анализатора (в клетках верхне-височной извилины — петля Гешля), где осуществляется первичный анализ речевых звуков. У детей не формируется фонематическое восприятие, не дифференцируются фонемы и не воспринимается слово целиком, отмечаются несформированность акустико-гностических процессов, понижение способности к восприятию речевых звуков.

    Сенсорная алалия менее изучена, чем моторная. В некоторой степени это связано с тем, что количество детей с таким нарушением относительно невелико, а его распознавание и дифференциальная диагностика с другими нарушениями затруднены.

    Нарушение понимания при сенсорной алалии существенно отличается от нарушения, вызванного снижением слуха. Наблюдения показывают, что обычно у слабослышащих бывает достаточно стабильный, устойчивый порог восприятия, ниже которого дифференциация звуковых сигналов становится невозможной. Сенсорное же нарушение отличается отсутствием четкого порога восприятия. У ребенка отмечается мерцающее непостоянство слуховой функции: сигналы одинаковой громкости то воспринимаются, то не воспринимаются. Это зависит от повышенной возбудимости или заторможенности ребенка, от его соматического и нервного состояния, от психической активности, особенностей окружающей среды, обстановки, способов подачи сигналов и ряда других факторов. Увеличение громкости обращенной речи улучшает понимание слабослышащих детей и приводит к обратному эффекту у детей ссенсорной алалией. Сверхсильные раздражители вызывают запредельное охранительное торможение в коре головного мозга и недоразвитые клетки впадают в состояние функциональной блокады, выключаются из деятельности. Более тихую, спокойную речь ребенок с сенсорной недостаточностью обычно воспринимает лучше.

    В отличие от слабослышащих детей, дети с сенсорной алалией часто имеют гиперакузию — повышенную чувствительность к звукам, безразличным для окружающих: шум, шуршание, скрип и т. д. Дети воспринимают такие звуки болезненно и дают на них своеобразную реакцию.

    Дети с сенсорной алалией спонтанно могут повторить отдельные слоги, звукосочетания, слова и короткие фразы, воспринимаемые ими из окружающего, но повторения являются нестойкими. Подражание звукам при сенсорной алалии непостоянно и во многом зависит от ситуации. Пассивный словарь ребенка часто неустойчив и заметно отстает от активного. Часто ребенок называет предмет в любой ситуации, а узнает его название только избирательно в определенных условиях. Дети с сенсорной алалией продуцируют звуки с нормальной модуляцией и интонациями.

    Степени недоразвития речеслухового анализатора, как и речедвигательного, бывают различными, отсюда и многообразие проявлений недостатков понимания. В более грубых случаях ребенок совсем не понимает речь окружающих, безразличен к любым речевым и неречевым звуковым раздражителям. В других случаях ребенок понимает отдельные обиходные слова, но теряет их понимание на фоне развернутого высказывания. Иногда понимание изолированных слов затрудняет ребенка больше, чем понимание смысла фразы. Постепенно ребенок начинает прислушиваться к звукам, в том числе и речевым, но внимание его долгое время остается неустойчивым и истощаемым. Фонематическое восприятие развивается замедленно и надолго остается несформированным. Большую роль для детей с сенсорной алалией играет ситуация. Дети часто понимают содержание высказываний только в определенном контексте. При изменении формы слов, их порядка, изменения темпа высказывания понимание исчезает.

    Отмечаются трудности включения, переключения и распределения внимания, замедленность слухового восприятия.

    Встречаются дети, которые понимают только то, то могут проговорить сами, и понимают только после такого проговаривания. Проговаривание в момент восприятия приводит к улучшению понимания, видимо, потому, что оно подкрепляется кинестезиями от собственного произнесения. Часто дети смотрят в лицо говорящего (зрительное подкрепление — чтение с лица).

    На всех этапах развития ребенка с сенсорной алалией у него отмечаются колебания слухового внимания и восприятия: трудности включения и концентрирования внимания, его устойчивости и распределения, повышенная отвлекаемость, истощаемость, прерывистость внимания.

    У детей с сенсорной алалией при отсутствии понимания становится невозможной или грубо искажается собственная речь. В тяжелых случаях у безречевого ребенка, не понимающего речь, могут отмечаться двигательное беспокойство, выраженные трудности поведения. Дети пользуются для общения жестами, мимикой, правильно реагируют на изменение интонации, не понимая слов-обращений. Игру сопровождают модулированным лепетом. Постепенно ребенок начинает прислушиваться к окружающим звукам, осмыслять некоторые из них, соотносить с определенными явлениями. Как реакция на речевое окружение у ребенка с сенсорной недостаточностью появляются обрывки слов, эмоциональные восклицания, прямо не связанные с ситуацией, но свидетельствующие о речевой активности. Затем в ходе развития постепенно появляется ситуационное, более устойчивое понимание и употребление отдельных слов и простых словосочетаний. Значение слов, проговариваемых ребенком неустойчиво.

    При искажениях звуковой и слоговой структуры слов отмечаются многочисленные поиски, ребенок не уверен в своей речевой продукции и ищет адекватные кинестезии. Диффузное недифференцирование восприятия звуков приводит к недифференцированному проговариванию. Постепенно у ребенка вырабатывается осознание ошибок. Иногда наблюдается бессвязное воспроизведение всех известных ребенку слов, отмечаются персеверации услышанного или произнесенного слова или словосочетания, эхолалии. Эхолалически произнесенное не осмысляется и не закрепляется. В словах отмечаются многочисленные ошибки ударения, соскальзывания со звуков, многообразные звуковые замены, искажения структуры слов. В большинстве случаев искажения и замены не носят фиксированный характер.

    При наличии собственной речи дети с сенсорной алалией говорят легко, плавно, без напряжения, не задумываясь о подборе слов, точном выражении мысли, построении предложений, не замечают допущенных ошибок. Речевая продукция детей остается вне их контроля, встречается неадекватность высказываемого. Отмечается фрагментарность речи, но это связано с малым объемом восприятия, с трудностями поиска правильного варианта высказывания.

    Высказывания ребенка не точны по содержанию и ошибочны по форме, проговаривание характеризуется как бы приблизительностью, выявляется обилие парафазий (замен), пропусков звуков, частей слов, персевераций, контаминаций (часть одного слова соединяется с частью другого слова). В целом речь ребенка с сенсорной алалией может быть охарактеризована как повышенная речевая активность на фоне пониженного внимания к речи окружающих и отсутствие контроля за своей речью. Грубо искаженная речь не может использоваться ребенком как средство общения.

    Вне зависимости от степени нарушения понимания и собственной речи у ребенка с сенсорной алалией отмечаются нарушения личности: разнообразные трудности в поведении, особенности эмоционально-волевой сферы, вторичная задержка умственного развития. Речь не является регулятором и саморегулятором поведения и деятельности такого ребенка.

    Без целенаправленного обучения, если дотянуть до 5 лет без занятий — безнадежно учить говорить, если начать заниматься сразу, как только почувствовали что-то не то — может быть очень терпимый прогноз.
  • shuf@bk.rushuf@bk.ru
    Сообщений: 29

    :-O
  • medenets.nastia@yandex.rumedenets.nastia@yandex.ru
    Сообщений: 1,309
    :(
  • юльчик4юльчик4
    Сообщений: 2,545
    PrimaVera14@ukr.net, спасибо за статью! Интересно.
  • зрозуміло
  • Алалия является одним из наиболее сложных расстройств речи. Для этого речевого расстройства характерны позднее появление речи, ее замедленное развитие, значительное ограничение как пассивного, так и активного словаря. В зависимости от преимущественной симптоматики различают главным образом две формы алалии: экспрессивную и импрессивную.
    При экспрессивной (моторной) алалии не формируется звуковой образ слова. Для устной речи таких детей характерны упрощения слоговой структуры слов, пропуски, перестановки и замены звуков, слогов, а также слов во фразе. Существенно страдает усвоение грамматических структур языка. Речевое развитие таких детей бывает разным: от полного отсутствия устной речи до возможности реализовать достаточно связные высказывания, в которых могут наблюдаться разнообразные ошибки. Эти дети достаточно хорошо понимают обиходную речь, адекватно реагируют на обращение к ним взрослых, однако только в рамках конкретной ситуации.
    Импрессивная (сенсорная) алалия характеризуется нарушением восприятия и понимания речи при полноценном физическом слухе. Ведущим симптомом этого нарушения является расстройство фонематического восприятия, которое может быть выражено в различной степени: от полного неразличения речевых звуков до затрудненного восприятия устной речи на слух. Соответственно, дети с сенсорной алалией либо совсем не понимают обращенную к ним речь, либо понимание речи ограничено привычной бытовой ситуацией. Дети с сенсорной алалией очень чувствительны к звуковым раздражителям. Речь, произнесенная тихим голосом, воспринимается ими лучше. Для таких детей характерно явление эхолалии, т. е. повторение услышанных слов или коротких фраз без осмысления.

    Степень компенсации речевого дефекта при алалии в результате использования метода Томатис в сочетании с интенсивным логопедическим воздействием может быть различной. Это зависит от изначального уровня речевого развития таких детей. Следует также учитывать, что алалия часто сопровождается другими расстройствами развития: гиперактивностью, сенсомоторными проблемами, расстройствами эмоционального и аутичного спектра, что требует комплексного воздействия при прослушивании программ по методу Томатис.

    подробнее о методике Томатис в лечении деток с алалией- по тел 096-665-57-9750

  • Интайм/Intime


    Метод стимулирует развитие чувства ритма, внимание, стрессоустойчивость, способность организовывать свои мысли и движения во времени.


    Программа inTime обеспечивает гармонизацию работы многих областей мозга с помощью музыки, ритма и двигательно-ритмических упражнений. Эти тренировки позволяют детям, подросткам и взрослым развивать коммуникативные навыки, внимание, координацию движений и способность организовывать свои действия во времени (таймирование).


    Тренировки назначаются детям с нарушениями внимания (СДВГ, гиперактивность), нарушениями темпа и ритма речи (заикание), различными нарушениями письменной и устной речи (дисграфия, дислалия, дизартрия, алалия), нарушениями развития аутистического спектра.


  • Новые методики лечения "особенных" детей: (центр стимуляции мозга)

    1. Brain-курс для школьников - это интенсивная программатренировок для улучшения обучения. Развитие всех наваков и способностей.Занятия проводятся в мини-группах. (Опыт Центра Доктрина - Санкт-Петербург,группы неврологических центров Прогноз).

    2. БАК - Суть метода в активации регуляторных структур мозга(диэнцефальных и стволовых). Уникальная методика нейрореабилитации, созданная изапатентованная специалистами – нейрофизиологами Института экспериментальноймедицины РАМН

    3. Томатис Бессон. 

    Цель метода состоит в том, чтобы улучшить способность мозгавоспринимать и перерабатывать информацию, воспринимаемую на слух. С помощьютренировок по методу Томатиса происходит перепрограммирование процессаслушания.

    4. Озонотерапия – это современный эффективный методпрофилактики и лечения различных заболеваний, при котором применяется озон.Сильные окислительные свойства озона оказывают мощное лечебное воздействие наорганизм человека.

    5. РЕСS Вспомогательный метод коммуникации.

    6. FORBRAIN® («Для мозга») – специальное устройство,позволяющее тренировать процесс обработки мозгом слуховой информации. Длятренировок используется собственный голос ребенка и голос педагога. FORBRAINразработан специалистами из Гонконга.

    7. Интайм - современный Метод Домана.

    8. Дислексия по методу Дейвиса. Дар Дислексии

    9. Микрополяризация - Метод начал активно использоваться впоследнее десятилетие. Сейчас проведены многочисленные зарубежные исследования,подтвердившие эффективность ТКМП (например, исследования Оксфордскогоуниверситета).

    10. Интерактивный метроном (Interactive Metronome) -стимулирует мозговую активность, которая необходима для обработки сенсорнойинформации, поступающей извне. Это способствует развитию способностипланировать свою деятельность, стабилизирует поведенческие реакции.

    11. Логоритмика со вспомогательными технологиями.

    12. ЭЭГ - Электроэнцефалография (ЭЭГ) – это регистрациясуммарной электрической активности нервных клеток мозга, которая подчиненаопределенным ритмам и изменяется при судорожных состояниях и эпилепсии. ЭЭГтакже отчасти отражает степень зрелости мозга.

    13. Логопед - Система занятий, направленных на коррекциюнарушений всех сторон речи: фонетической, грамматической, лексической,прагматической.

    14. ABA терапия

    15. Сенсорная комната, сенсорная интеграция

    16. Арт терапия

    17. БОС

    18. Музыкальная терапия

    21. Двигательно-визуальная развивающая программа,разработанная специалистами из Израиля в 2009 году. Она направлена на развитиемоторных и когнитивных навыков, включающих в себя билатеральную координацию,координацию глаз – рука, внимание, контроль положения тела в пространстве,коммуникацию.

  • Задержка речевого развития (ОНР, алалия)

    Есть ли у ребенка задержка речевого развития?
    По статистике у каждого четырнадцатого ребенка есть выраженная задержка речевого развития. Родители обычно начинают беспокоиться, если ребенок к двум годам не говорит.
    Диагноз алалия обычно ставится, если к трем годам речи нет совсем. Если ребенок говорит, но у него очень бедный словарь и значительно нарушено произношение звуков — логопеды ставят диагноз общее недоразвития речи (ОНР) или задержка речевого развития (ЗРР).
    Хотя проявления задержки речевого развития бывают похожими, она может быть вызвана разными причинами.
    На речевое развитие ребенка влияют две группы факторов:
    неврологические (степень сохранности и зрелости нервной системы, подвижность речевого аппарата).
    коммуникативные (языковое окружение, уровень развития у ребенка навыков общения, коммуникативное поведение матери).
    Часто у детей с задержкой речевого развития нарушено чувство ритма, способность к планированию своих действий, концентрации. Коррекция будет эффективной, если выявлена истинная причина задержки речевого развития.
    Что делать?

    Коррекция фонематического слуха
    Fast ForWord,
    Tomatis;
    Развитие мозжечковой и вестибуляторной функций
    Нейросенсорная гимнастика,
    Класс Монтессори
    Интерактивный метроном,
    Balance-Master;
    Развитие речи
    Классические логопедические методики,
    Музыкальная терапия.
    Подробнее о методиках- тел (096) 665 57 97

  • Войти или Зарегистрироваться чтобы задать вопрос
    популярное
    СЕЙЧАС ОБСУЖДАЮТ